VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ динамики и состояния торговой отрасли в условиях кризиса

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008831
Тема: Анализ динамики и состояния торговой отрасли в условиях кризиса
Содержание
3







СОДЕРЖАНИЕ





	Введение	3

	Глава 1. Теоретические аспекты торговой отрасли	6

	1.1 Понятие торговли, виды и функции	6

	1.2 Важность и роль торговой отрасли в экономике страны	16

	Глава 2. Анализ динамики и состояния торговой отрасли в условиях кризиса	24

	2.1 Исследование динамики торговой отрасли РФ	24

	2.2 Проблемы развития торговой отрасли мегаполиса	30

	Глава 3.  Тенденции развития торговой отрасли	39

	Заключение	44

	Список использованных источников	47































Введение



В нашей стране существенно возросла роль торговли, которая становится наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений. За последние десятилетия отечественная торговля претерпела значительные изменения, которые дают основания говорить о «торговой революции» и контрастируют с относительным застоем в этой отрасли экономики в прошлом. Ряд нововведений полностью преобразил сферу торговли.

 В частности, развиваются современные формы обслуживания и торговые форматы, начался переход на европейские стандарты и технологии по ассортиментной насыщенности и уровню обслуживания покупателей. 

Выходят на рынок новые отечественные и иностранные предпринимательские структуры. Таким образом, можно судить о стремлении вывести торговлю на новый уровень и об актуальности темы исследования.

Современная торговля – сложнейший хозяйственный и социокультурный комплекс страны, объединяющий 947,7 тысяч торговых организаций, почти полтора миллиона индивидуальных предпринимателей, разнообразие торговых форматов, консолидированные в крупные торговые сети, располагающие отлаженной системой товародвижения, оснащенные современными средствами труда, технологиями и качественной недвижимостью. 

Торговые предприятия выполняют не только коммерческие функции, но все более становятся социально-культурными центрами городских и сельских поселений. Около 13 миллионов работников торговли (18,7% общей трудовой занятости) обеспечивают потребности населения страны практически полным ассортиментом потребительских товаров общим весом сотни миллионов тонн. 

Только десять наименований основных продовольственных товаров, (мясо, молоко, яйцо, рыба, сахар, масло, картофель, овощи, фрукты, хлеб) весом почти 120 миллионов тонн, ежегодно реализуется через торговлю. 

Торговля обеспечивает почти стопроцентную реализацию конечных товаров и услуг производительного и личного потребления, внося свою долю – 15,8% (12,6 триллионов рублей 2015 г.) в годовую стоимость ВВП, 2,8% (354,6 млрд. руб.) налоговых поступлений [1].

С переходом российской экономики на принципы рыночного обмена произошло существенное изменение роли внешней и внутренней торговли, появились новые формы ее организации. Качественно трансформировались структура и характер обменных процессов, их механизм.

 Вместе с тем появились не только новые возможности ведения торговли, но и увеличились масштабы связанных с этим рисков. Как правило, они заключаются в вероятности возникновения тех или иных форм прямого и косвенного ущерба, в угрозе неполучения ожидаемой прибыли или понесения убытков.

Становление рыночной модели социально-экономического развития страны привело к расширению зоны неопределенности, связанной с быстрой изменчивостью экономической конъюнктуры, с обострением конкуренции, появлением новых видов конкурентной борьбы, широким распространением технических и технологических новшеств и изобретений.

Новые условия ведения бизнеса, современный финансовый кризис настоятельно требуют выработки научно обоснованных рекомендаций, направленных на сохранение рыночных позиций организаций торговли, на минимизацию торговых рисков и, в конечном итоге, на максимизацию прибыли. 

Однако среди специалистов и практиков торговли до сих пор нет единого понимания проблем развития российской торговли, сути современных торговых рисков, факторов, определяющих их возникновение и путей преодоления возникающих трудностей. Так, например, по одним оценкам, рост российского рынка одежды должен был составить в 2016 г. 15%. Однако по подсчетам, например, Fashion consulting group, его темпы, наоборот, должны были сократиться почти в два раза. В настоящее время из-за высокой степени банкротств, распространения рейдерства, в торговом секторе экономики активно идут процессы структурной реорганизации.

Наблюдается рост слияний и поглощений среди ритейлеров, в которых участвуют не только крупные торговые сети, но и средние и мелкие формы организации торговли, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без оформления юридического лица.

Целью написания работы заключается в изучении эффективности торговли и в рассмотрении путей ее повышения на современном этапе.

Ь

В соответствии с поставленной целью решался комплекс задач: 

Объект: Торговая отрасль

Предмет: Динамика и перспективы развития торговой отрасли

В работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Работа представлена страницами машинописного текста. Содержит рисунков, список использованных источников штук.

Ь



















1 Теоретические аспекты торговой отрасли



1.1 ПОНЯТИЯ ТОРГОВЛИ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ



Для экономического развития современного общества торговая отрасль играет важную роль, а исследование динамики и происходящих структурных изменений становятся весьма актуальными и целесообразными для российской экономики. Исторически считается, что основным фактором благоприятного развития экономики любого государства является торговля.

 На данный момент успех развития всей отрасли во многом зависит от уровня квалификации вовлечённого в деятельность персонала. Уровень развития и эффективность созданной товарной инфраструктуры оказывает значительное влияние на эволюционные процессы функционирования товарных организаций. Именно благодаря данному профессиональному труду торговая отрасль ежегодно поднимается на новый более качественный уровень развития. 

Рассматривая исторические аспекты развития функционирования торговой отрасли, укажем, что ее зарождение началось еще с древних времен, когда торговля осуществлялась посредством обмена излишками производимых орудий труда и продуктов питания. Как правило, такой обмен называют натуральным. При появлении в обороте денежных знаков, торговая деятельность несколько приобрела другой оттенок. В научной литературе подобные сделки в торговле называются как товарно-денежные отношения, и подобные отношения известны с каменного века. 

Сущность торговли была всегда одна, покупатель желает получить то, что ему необходимо, взамен он расплачивается. Если в древности расплата была иным товаром, продуктом, то сейчас за основу берутся деньги (наличные, безналичный расчет) [1].

 В научной и специальной литературе существует множество определений такому понятию как «торговля». Для примера приведем несколько из них. Торговлей представляют отрасль народного хозяйства, которая обеспечивает не только обращение товаров, но и передвижение товара от производителя к потребителю.

 Коммерческая деятельности в области торговли, купля и продажа товаров, также именуется таким понятием как «торговля». По ГОСТу Р 51303-2014 определение торговля звучит так: «торговая деятельность (торговля) – это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров [2].

 Однако, с развитием науки и техники, внедрения электронного оборудования и Интернет, в нашей жизни появился и такой термин как электронная торговля. Руденко Е.Ю. в своей научной статье «Понятие и правовое регулирование электронной торговли» так определяют термин «Электронная торговля: «вид предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров посредством информационно-телекоммуникационной сети» [3].

 Такие авторы как Н. Соловяненко, А. Орлов, Н.В. Миненкова выделили основной признак электронной торговли, где электронная торговля рассматривается как особая форма сделки, при которой передача данных осуществляется путем электронных средств коммуникаций [4].

 Можно согласиться и с О.В. Мартыновой, что на данном этапе развития общества, в условиях рыночной экономики, в деятельность торговых сетей необходимо внедрять инновации, т.е. повсеместно внедрять электронную торговлю [5]. Торговая отрасль входит в общую отраслевую структуру, которая отражена на рисунке 1. Рассматривая же и оценивая структуру самой отрасли торговли необходимо выделить деление на внутреннюю и внешнюю торговлю, а также на оптовую и розничную.



Рисунок 1 – Общая отраслевая структура



С экономической точки зрения торговля – это главное связующее звено между производителем и потребителем, в чем и заключается ее главная функция. Кроме того, она обеспечивает движение денег и рост экономики, поэтому внимание экономистов к ней так велико. 

Также торговля выполняет следующие социальные функции:

– Организационно-распределительная. Она способствует концентрации и распределению ресурсов у различных социальных групп. 

– Интегративная. Торговля объединяет людей в группы по интересам. 

– Коммуникативная. Она выступает средством общения между производителем и покупателем. 

Значимость торговли для современного общества трудно переоценить. Именно она является одним из условий стабильности существования цивилизации. Торговля стимулирует производство товаров, поддерживает баланс между спросом и предложением, обеспечивает реализацию функций маркетинга. Не напрасно в условиях кризиса все внимание экспертов приковано к показателям по разным видам торговли. 

Сегодня торговля – это разнообразные формы обмена товара на деньги. Специалисты выделяют внешнюю (или международную) и внутреннюю торговлю. Внешняя торговля, в свою очередь, представлена в виде импорта, экспорта и транзита товаров.

 Для регуляции производства товаров в стране внешняя торговля чрезвычайно важна, она позволяет восполнить дефицит недостающих продуктов на рынке. Внутренняя торговля обеспечивает движение товара внутри страны, является важной частью внутреннего валового продукта.

 Также выделяются такие формы, как государственная, кооперативная и частная торговля. Виды торговли различаются по субъекту. Первая обычно связана с естественными монополиями, основным товаром здесь является сырье, продукция военно-промышленного комплекса. Вторая и третья формы связаны с организацией обмена товарами и деньгами между частными лицами, объектом такой торговли могут быть самые разные товары. 

Сложность описываемого процесса позволяет выделять различные его виды и типы. Экономическая деятельность человека чрезвычайно разнообразна, однако многие сферы объединяет конечная точка - торговля. Виды торговли многообразны, исследователи пытаются построить классификации по различным основаниям. Традиционно исследователи выделяют оптовую и розничную торговлю, а также рыночную и биржевую. Последняя относится к типу организованной торговли. Кроме того, по способу движения товаров выделяют передвижную и стационарную. 

Сегодня ни одна сфера производства или услуг не обходится без использования современных технологий, не является исключением и торговля. Виды и формы торговли все чаще связаны с электронной коммерцией, появляются онлайн- и офлайн-предложения. 

Можно встретить типологию по степени задействования фигуры продавца, в которой выделяется торговля без таковой (каталоги, интернет-магазины), с минимальным ее участием (гипермаркеты, супермаркеты), а также прилавочная торговля, в которой фигура продавца становится ключевой. 

 Розничная торговля – продажа (т.е. передача за определенную плату) потребителю товара. Розница самый древний, широко распространенный и понятный вид торговли. Она отличается тем, что одним из ее участников непременно выступает конечный потребитель продукта.

Классификация форм розничной торговли:

комиссионная торговля – торговля, в ходе которой продавец (комиссионер) принимает у владельца (комитента) какой-либо товар, продает его своими силами потребителю. Право собственности на объект купли-продажи переходит от владельца (комитента) покупателю в момент продажи. Комиссионер в результате сделки получает комиссионное вознаграждение по факту продажи;

торговля в стационарных торговых объектах – продажа в специально предназначенных для торговли помещениях;

торговля в нестационарных торговых объектах – торговля во временных, не оборудованных специально помещениях и с транспортных средств;

торговля без (вне) торговых объектов – то же самое, но без всякого постоянного или передвижного торгового объекта;

торговля по образцам – при такой торговле покупателю демонстрируется образец товара или его модель, изображение. После оплаты покупка передается покупателю, в т.ч. почтовым отправлением;

развозная торговля – продажа товаров в оборудованных специально для торговли транспортных средствах;

разносная торговля – торговля с лотков, тележек, корзин и т.п.;

торговля на ярмарках;

торговля на аукционах – продажа вещей на специально организованных торгах, в ходе которых потенциальные покупатели предлагают свои варианты цены, товар переходит к тому, кто предложит наибольшую цену;

торговля на рынках.

Коммерческая деятельность предприятий, направленная на продажу товаров определенными партиями (как крупными, так и мелкими), называется оптовой торговлей. Такие организации в основном напрямую сотрудничают с производителями всевозможной продукции, осуществляя ее закупки оптом с целью дальнейшей перепродажи в розничную сеть.

Стремительное развитие предприятий оптовой торговли легко объясняется большим спросом на различные товары у потребителей и непрерывно растущей прибылью. Этот вид товарно-денежных отношений представляет для покупателей большую выгоду: рост конкуренции и товарного ассортимента неизменно влечет за собой уменьшение себестоимости различных групп продукции, что в конечном итоге приводит к снижению отпускных цен в розничных магазинах.

Без организаций оптовой торговли сложно представить полноценную работу большинства предприятий, производящих всевозможную продукцию. Это связано с тем, что товары выпускаются в определенных городах, и найти нужное количество потребителей в одном населенном пункте не представляется возможным.

В свою очередь, оптовики способствуют распространению продукции по различным регионам, существенно увеличивая потребительскую сеть. Обратите внимание, что само предприятие, производящее товары или продукты питания, является оптовиком. Продукция при этом может отпускаться по специальным ценам через специальные оптовые магазины или через договор с отделом сбыта завода-изготовителя.

Таким образом, изделие неоднократно может быть перепродано между различными организациями, прежде чем оно попадет конечному потребителю через магазины розничной сети. Предприятия оптовой торговли преследуют следующие цели:

– развитие каналов сбыта товаров;

– поиск поставщиков продукции для предприятий розничной сети;

– создание резервного финансирования товарного потока;

– приобретение больших партий товаров у производителей;

– увеличение количества промежуточных покупателей товара (оптом);

– мониторинг и детальный анализ товарооборота в розничной сети.

Предприятия оптовой торговли выполняют ряд важных функций, формирующих взаимоотношения между производителями и конечным потребителем. Также они обеспечивают региональное сообщение в рамках государства. Стоит отметить, что организации оптовой торговли стимулируют работу заводов-изготовителей к созданию новой продукции.

Важно понимать, что оптовики рискуют и могут нести большие финансовые потери. Это связано в первую очередь с продукцией, которая не пользуется спросом у потребителей, поэтому и розничные магазины не покупают ее. Деньги, вложенные в товар, оптовику вернуть не удастся.

Как и розничные магазины, предприятия оптовой торговли закупают продукцию у производителей в определенном ассортименте с учетом потребительского спроса. Оптовики в обязательном порядке накапливают различную продукцию в зависимости от сезона, а также обеспечивают ее хранение. Для этого используются специализированные терминалы и складские помещения.

Оптовые компании обеспечивают процесс товародвижения не только в рамках определенного государства, но и далеко за его пределами. К тому же они контролируют качество товара, который поставляется в розничную сеть.

Розничным магазинам продукция может быть доставлена с отсрочкой платежа на определенный период времени, что является своеобразным кредитованием и стимулированием роста объема закупок.

Разберемся, какие существуют отличия опта от розницы. По определению предприятия розничной торговли взаимодействуют со специфической категорией потребителей, которые могут быть как организациями, так и физическими лицами, а также обособленными подразделениями различных компаний.

Важно: если покупатель не занимается предпринимательской деятельностью и на стандартных условиях приобретает определенную продукцию, она будет продана в розницу. Точных объемов товара, чтобы они считались оптовой партией, никто не может определить. Во многом данный вопрос регулируется типом договора (предприятия оптовой торговли заключают с покупателями товаросопроводительные соглашения).

Оптовая и розничная торговля отличаются друг от друга документальным оформлением. Розничные предприятия используют в работе кассовые и товарные чеки, а также прочие документы, подтверждающие оплату. Оптовики, работающие на ОСНО, оформляют с покупателями договоры, представляют им счета-фактуры, товарные накладные, а также в обязательном порядке осуществляется ведение книги покупок и книги продаж.

Оба вида торговли отличаются друг от друга по предназначению товаров. Если розничный магазин продает конечному покупателю товар, который будет использован им в личных целях без преследования коммерческой цели, оптовая компания осуществляет сбыт с целью получения коммерческой выгоды.

Как предприятия розничной торговли, так и оптовики принимают наличную и безналичную форму оплаты при расчете за продукцию. Также они имеют право сотрудничать с физическими и юридическими лицами.

Розничная реализация всевозможной продукции конечному потребителю (без дальнейшей перепродажи товара) называется ритейлом. На территории Российской Федерации торговые взаимоотношения между участниками ритейла регулируются Законом о защите прав потребителей.

Розничная торговля может быть организована при наличии в торговой точке кассового аппарата и выдаче чека потребителю за совершенную покупку. На сегодняшний день принято различать несколько видов ритейла:

Классический вид организации работы предприятия розничной торговли – стрит-ритейл. К нему относятся магазины, расположенные на пешеходных улицах населенных пунктов, а также торговые точки, которые располагаются на цокольных, либо первых этажах зданий и жилых домов. На сегодняшний день торговые центры являются прямыми конкурентами стрит-ритейла, поскольку в них имеется большое количество всевозможных предприятий торговли (магазинов, бутиков, мини-маркетов, а также предприятий розничных услуг) и представлен большой ассортимент различных товаров.

 Местоположение уличных магазинов и отсутствие торговых центров, крупных рынков и супермаркетов являются основными условиями успешного функционирования и развития стрит-ритейла.

Розничная торговля продуктами питания, количество которых располагается на больших торговых площадях, принято называть продуктовым ритейлом. Он отличается постоянным доходом своих владельцев, ведь продукты питания, независимо от финансовой состоятельности населения, будут пользоваться ежедневным спросом. Супермаркеты и мегамаркеты представляют собой удачные проекты продуктового ритейла.

Розничная торговля непродовольственными товарами народного потребления (бытовая техника и химия, спорттовары, одежда, стройматериалы, хозтовары) является форматом так называемого non-food ритейла. В магазинах по продаже продуктов питания данная группа товаров носит название сопутствующих. Ассортимент такой продукции подбирается с учетом сезонного потребительского спроса либо предстоящих праздников.

Продажа товаров через виртуальные магазины или одностраничные сайты носит название интернет-ритейла. Оплата может осуществляться при помощи наличного или безналичного платежей.

Предоставление услуг операторов сотовой связи населению носит название мобильного ритейла. Большой рост прибыли в этом сегменте торговли легко объясняется востребованностью услуг связи.

Множество магазинов, оформление и работа которых заключается в едином формате и в рамках определенной торговой концепции, называется сетевым ритейлом. Иными словами, это сеть розничных торговых точек одного владельца (реже нескольких), которые легко узнаются по фирменному стилю. 

Такое торговое предприятие имеет единую систему логистики, отвечающую за доставку и оптовую закупку продукции. Сетевой ритейл предлагает потенциальным покупателям привлекательную стоимость на товары и большой ассортимент продукции. Как правило, такие предприятия получают немалую прибыль за счет объема продаж со всех точек сети.

Супермаркеты, различные виды магазинов, рынки и иные торговые точки, которые осуществляют розничные продажи товаров конечному потребителю, называются ритейлерами. Данные организации работают в различных сегментах товарного оборота. К основным из них относятся:

–  быстро оборачиваемые товары народного потребления (FMCG-сегмент);

–  магазины по продаже БиКТ (бытовая техника и компьютеры);

–  электроника;

– косметика;

– товары для спорта;

– аптеки;

– товары для сада, дома и огорода (сегмент DIY).

Как правило, ритейлеры, специализирующиеся в одном из вышеперечисленных сегментов, имеют большой оборот товаров и высокую прибыль.











1.2 ВАЖНОСТЬ И РОЛЬ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ



Торговая деятельность (торговля) – это вид предпринимательской деятельности, который связан с куплей-продажей товаров, а также с оказанием услуг покупателям [1]. 

В этом процессе участвует почти все население страны: либо в качестве покупателя, либо в качестве продавца. Основная задача торговли состоит в том, чтобы удовлетворить спрос потребителя, то есть предоставить товар определенного качества, за определенную плату, в определенное время и в определенном месте. 

Торговля – одна из важных составляющих экономики государства. С давних времен именно торговые пути соединяли страны и города, сближали науку, культуру, а также прогрессивные идеи различных народов. Именно благодаря предприятиям торговой сферы развивается инфраструктура услуг, вносится значительный вклад для создания благоприятных условий для дальнейшего развития. В результате эффективного труда сфера торговли каждый год поднимается на качественно новый уровень.

 Торговля – наиболее крупная отрасль экономики страны как по объему деятельности, вкладу в экономический потенциал, так и по числу занятых в ней людей. Торговлю условно можно разделить на два вида: 1. Внешняя торговля. Предполагает обращение товаров одной конкретной страны с другими странами. 

В своей совокупности торговые отношения между странами представляют собой международную торговлю. 2. Внутренняя торговля. Предполагает обращение товаров внутри одной конкретной страны. В пределах одной страны торговля осуществляет необходимую общественную. функцию – поставку товаров от изготовителя к потребителям [2].

 Создание мирового рынка торговли вызвано техническим и научным прогрессом транспорта и связи, которые в комплексе с торговыми отношениями реформировали мир в целое экономическое пространство. Торговля является связующим звеном между производителем товаров и покупателем-потребителем, которая обеспечивает производственную цепочку «деньги-товар-деньги». 

В данный момент невозможно недооценить роль, которую торговля играет в экономике Российской Федерации, а также в экономике отдельных регионов России. 

Торговля - это наиболее важная сфера жизнеобеспечения, способствующая платежеспособному спросу, тем самым удовлетворяющая потребности населения. Также торговля имеет большое значение в наполнении регионального и федерального бюджетов, потому как она обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет нашей страны. Посредством торговли гарантируется финансовая стабильность регионов и создаются необходимые условия для совершенствования социальной сферы: образования, культуры и спорта, здравоохранения. Наиболее важная функция торговли – реализация товаров. 

Но для того чтобы обеспечить конкурентоспособность с развитием рынка, организации торговли должны оказывать ряд добавочных сопровождающих реализации товаров услуг, которые связаны с доведением товара до конечного потребителя. 

К таким функциям можно отнести следующие: изучение спроса на товар, маркетинговые исследования, предоставление услуг консультантов при выборе товаров, предоставление дополнительных сервисных услуг, связанных с доставкой товаров, прием заказов на различные товары, которые отсутствуют в продаже и прочие. Объем и характер функций, которые выполняют торговые организации, зависит от ее типа, обособленности, размера, места расположения, технической оснащенности и других факторов.

 Торговля оказывает большое влияние на развитие производства, потому как наиболее быстро реагирует на любые трансформации в политической и экономической ситуации в стране. Поскольку торговля является отраслью экономики, которая наиболее приближена к конечному потребителю, она регулирует процесс производства, что касается ассортимента и объема выпускаемой продукции, во-первых, а, во-вторых, позволяет тщательно рассмотреть структуру потребительских возможностей и предпочтений, а также динамику изменения уровня жизни населения. Именно через экономическое звено товара – цену – можно проанализировать экономическое развитие государства и динамику инфляционных процессов.

В 2015 г. Россия, очевидно, входит в период экономического спада, продолжительность и глубина которого обуславливается внешними факторами, а также способностью отечественной экономики быстро адаптироваться к новым условиям. Макроэкономическую ситуацию в январе 2015 г. можно охарактеризовать как снижение динамики развития. По оценке Минэкономразвития, динамика снизилась на 1,5 %. 

Прирост промышленного производства в январе составил 0,9 процентов и был обеспечен ростом производства и распределения газа, электроэнергии, воды, развития сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых при уменьшении количества обрабатывающих производств. Произошел значительный спад инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли [8]. 

Вследствие ухудшения динамики достаточно большого числа макропоказателей (без учета календарного и сезонного факторов) ВВП снизился на 1,1 %. В период за 2013 год помесячная динамика инвестиций в целом повышена до 0,8 % в противовес снижения, по предыдущей оценке, на 0,2 %, а за 2014 год снижена до 2,7 % в противовес – 2,5 %. Снижение инвестиций в январе 2015 г. без учета сезонного фактора составляет 3,5 процента. 

В январе динамика оборота розничной торговли без учета фактора сезонности сократилась на 4,4 %. Динамика реальных располагаемых доходов населения без учета сезонного фактора в период ноябрь-декабрь сократилась, но в январе повысилась на 1,1 %. Реальная заработная плата снижается, в январе темпы ее снижения составили 1,2 процента. Уровень безработицы на протяжении 2014 года (без учета сезонного фактора) находился на минимальном историческом уровне 5,1-5,2 % от экономически активного населения, в январе он составил 5,1 %, а далее повысился до 5,5 %. 

Торговая отрасль оказывает значительное влияние на занятость населения. В период с 2013-2014 гг. торговля дает работу более чем двенадцати миллионам человек – 18,3 % от всего занятого населения страны. Малый бизнес в торговой отрасли играет значительную роль в формировании оборота розничной торговли. 

По числу малых предприятий торговля лидирует, по сравнению с другими экономическими отраслями. Около 43 % малых предприятий работает в торговом секторе, на которых более трех миллионов человек получили рабочие места. Именно малые предприятия содействуют повышению в стране инновационной активности, потому как они первыми запускают продажу новых, часто инновационных товаров, объемы производства которых пока не достаточны для распространения через крупные торговые сети [6]. 

Торговля содействует развитию предпринимательства, так как именно она является начальным шагом для перехода в другие сферы деятельности предпринимателей. Начиная с перепродажи товара, новое предприятие в дальнейшем может расшириться, к примеру, посредством открытия своего собственного производства [7]. 

Торговля играет важную роль в формировании валового регионального продукта. На различных территориях страны уровень развития торговли достаточно неоднороден. Это выражается в уровне цен (в обладании населением торговыми площадями, ассортиментом товара), то есть в таких показателях, которые напрямую относятся к торговой отрасли; а также в степени развития транспортно-логистического комплекса, наличии местных производителей и других параметрах, которые оказывают влияние на региональное развитие торговли.

 Для многих регионов торговая область является основой экономики. Промышленное производство в Российской Федерации по итогам 2015 г. превысило уровень 2014 г. (100,9 %). В данный период в промышленном производстве сокращение затронуло Центральный (к январю 2014 г. 92,3 %), Крымский (94,5 %) и Северо-Кавказский (95,2 %) федеральные округа [4]. При этом, в сравнении с январем 2014 г., достаточно большого прироста объемов промышленного производства из всех федеральных округов достигли Уральский (на 0,7 %) и Северо-Западный (1,2 %). Из числа субъектов РФ за январь 2015 г. рост промышленного производства наблюдался в 47 субъектах, из которых прирост на 15 и больше процентов к этому же периоду 2014 г. показали Владимирская и Новгородская области, Республика Марий-Эл. 

Из 38 субъектов Российской Федерации, промышленное производство в которых по итогам начала 2015 г. уменьшилось, наибольшее сокращение в Республике Карачаево- Черкессия (на 16,4 %) вследствие спада объемов обрабатывающих производств, а также производства и распределения газа, воды и электроэнергии и в Москве и Московской области (на 15,7%) вследствие спада объемов обрабатывающих производств на 14,1 % [3]. В целом, в январе 2015 г. оборот розничной торговли по стране составил 2051,7 млрд рублей (в товарной массе 95,6 %). В этот же период удельный вес пищевых продуктов в структуре оборота розничной торговли (включая напитки и табачные изделия) составил 48,6 %, а непродовольственных товаров – 51,4 % (на январь 2014 г. – 47,3 % и 52,7 %) [4]. 

Во всех федеральных округах оборот розничной торговли сократился, по сравнению с январем 2014 г. В 64 субъектах РФ оборот розничной торговли снизился. Значительное сокращение наблюдалось в Ивановской области (на 18,5 %), Мурманской области (на 19,1 %), Республике Татарстан (на 17 %), Новосибирской области (на 15,3 %), Кемеровской области (на 16,0 %), Нижегородской области (на 15 %) [3]. Показатель увеличился только в 19 субъектах, при этом наиболее значительно – в Ингушетии (107,0 %), Калмыкии и Сахе (Якутия) (на 3 %) [3].

 Для равномерного, пропорционального и оптимального развития инфраструктуры торговли на всей территории России во всех ее субъектах необходимо разработать региональные программы помощи развитию торговли, которые будут основываться на исследованиях прогнозируемых и реальных потребностей муниципальных образований и субъектов страны в объектах торговой инфраструктуры [4]. 

Для более эффективного развития торговли Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утвердило стратегию развития торговли в России на 2015- 2016 годы, а также период до 2020 года. Данная стратегия включает в себя сегменты оптовой и розничной торговли товарами потребительского предназначения (без торговли моторным топливом, оборудованием и автотранспортными средствами), в первую очередь продуктами питания, и сосредоточена на формировании и обеспечении функционирования эффективной многоформатной товаропроводящей системы, которая соответствует условиям развития социальной среды и экономики России [5]. 

Целью этой стратегии является разработка условий для формирования благоприятной среды для населения, а также субъектов предпринимательской деятельности (производителей товаров и субъектов торговой деятельности) посредством развития многоформатной торговой инфраструктуры путем стимулирования роста предпринимательской активности. 

Другими словами - построить такую систему, при которой будет обеспечиваться удовлетворенность сразу трех участников торговых отношений, в частности: 

 - потребителя, который в районе места жительства или работы будет иметь возможность приобрести товары, в том числе местного и отечественного производства, по справедливой цене, на свой вкус, на комфортных и приемлемых условиях, а также выбрать товар разных торговых форматов, хозяйствующих субъектов, которые осуществляют розничную торговлю, иначе говоря - на конкурентных условиях; 

- производителя востребованной и качественной продукции любого объема, имеющего возможность предсказуемо, удобно, гарантированно и выгодно сбывать свой товар;

-  предпринимателя-субъекта торговли, который выполняет функцию по объединению интересов производителей и потребителей, а также объявляет производителю предпочтения и запросы потребителей.

 Имеет возможность законно осуществлять торговлю, комфортно открывать, расширять и вести свой торговый бизнес. 

Для обеспечения стабильного роста внутреннего производства необходимо стимулирование внутреннего спроса, а также максимальное расширение всевозможных каналов розничного сбыта. Расширение каналов сбыта происходит путем построения многоформатной розничной торговли, где любой производитель может воспользоваться различными возможностями сбыта. 

На данный момент торговая сфера в обществе не обладает репутацией привлекательного бизнеса, а это является причиной большинства негативных для отрасли результатов в формате законодательных ограничений, сильного административного давления, недоступностью некоторых мер поддержки государства, которые используются в других отраслях. 

В связи с этим необходимо принять меры, которые будут способствовать улучшению отношения общества к торговле как к отрасли, которая обеспечивает комфортную предпринимательскую и потребительскую среду, гарантирующую отечественным производителям сбыт их продукции; как основного налогоплательщика, лидера по предоставлению населению рабочих мест; как современного и нужного обществу бизнеса.



2 Анализ динамики и состояния торговой отрасли в условиях кризиса



2.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ РФ



Оценивая динамику развития торговой отрасли, необход.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44